pub Публикации

Просвещение добром

31.10.2012

Просвещение добром

Внимательные, блестящие глаза, абсолютная сосредоточенность - впечатление такое, что присутствуешь в школьном классе на годовой контрольной по математике. И в то же время ощущается атмосфера абсолютного доверия и открытости: как раз то, что нужно для откровенного диалога. Мы - в одном из средних учебных заведений Прикамья, на "Парламентском уроке - 2012". Но пока ребята внимательно слушают увлекательный рассказ приехавшего к ним в гости депутата Законодательного собрания, не будем мешать, а вспомним о появлении и развитии традиции.

Такие уроки проходят в Пермском крае с 2006 г. в различных территориях с очень непохожими экономическими и социальными проблемами, в самых разных аудиториях: от классов в "элитных" лицеях до школ, где велик процент ребят с проблемным поведением. На заре своего появления это были самые обычные встречи со школьниками - вопросы и ответы, рассказы политиков об их законодательной деятельности, истории российского и регионального парламентаризма. Сегодня общение все чаще приобретает интерактивную, игровую форму - так и для учеников увлекательнее, да и у взрослых есть возможность проявить свою фантазию и творческие таланты.

Просвещен - значит, вооружен

Единым днем урока традиционно стал день 18 октября, когда он проводится во всех образовательных учреждениях Прикамья. В 2012 г. тема "Парламентского урока" - "Моя гражданская инициатива". Школьники могут рассказать об уже воплощенных в жизнь их собственными силами социально значимых проектах, а также идеях по разработке и реализации новых. Встречи с молодежью, обдумывающей планы на жизнь, провели многие парламентарии, в том числе председатель краевого парламента Валерий Сухих, председатель комитета по экономическому развитию и налогам Елена Гилязова и многие другие.

А вот заместитель председателя парламентского комитета по социальной политике Ольга Рогожникова побывала в "Специальной коррекционной общеобразовательной школе №154" г.Перми. Здесь обучаются такие же, как и все, парни и девушки: жизнелюбивые и любознательные, желающие изменить окружающий мир к лучшему, но только не столь крепкие здоровьем, как их сверстники. Депутата встретили как долгожданного гостя: в вопросах и мнениях "о главном и наболевшем" не было недостатка. Парламентский урок получился открытым и ярким, ребята узнали для себя много нового, а Ольга Рогожникова, по ее словам, попыталась донести до учащихся, что им нужно учиться быть активными членами гражданского общества. И, когда возникают проблемы, не ждать у моря погоды, а с помощью власти, парламентариев, представляющих интересы избирателей, уверенно отстаивать свои законные интересы.

Интересует ребят очень многое: может ли молодой человек стать депутатом? Как добиться вежливого обращения с пассажирами от порой очень "амбициозных" кондукторов общественного транспорта? Будет ли проводиться в Перми больше ярких и широко освещаемых в СМИ фестивалей, посвященных традициям и культуре народов России и мира?

Есть у школьников и свои предложения, которые они хотят адресовать власти. Например, ученик 8 класса Илья говорит, что он очень любит смотреть информационные телепередачи, желает, чтобы их было больше, а качество их постоянно росло. Парню не по душе "желтизна" отдельных тем и сюжетов.

- Мне не нравится, когда копаются в личной жизни людей, - поясняет Илья, - считаю, это очень плохо и неприятно. Личное пространство человека нельзя выставлять напоказ. Я бы такие передачи запретил.

- Мне Парламентский урок очень понравился, - делится впечатлениями с журналистами учащийся 11 класса Тимофей. - Депутат Ольга Андреевна ответила на все вопросы, которые я ей задал. Хотелось бы, чтобы такие встречи продолжались и в будущем.

- Я выбрала для проведения Парламентского урюка именно эту школу, - поясняет Ольга Рогожникова, - потому что, хотя дети здесь самые обычные, но, в силу своих особенностей, они, в первую очередь, должны знать о своих правах. В том числе и о том, как выстраиваются взаимоотношения между законодательной и исполнительной властью. Необходимо, чтобы они знали о тех законодательных инициативах, которые сегодня есть по детям-инвалидам. Но я ставила себе задачу не только дать информацию, мне хотелось организовать диалог. Потому что если люди только слушают, они не станут участниками процесса общения. А я стремилась, чтобы, именно вовлекаясь в обмен мнениями, ребята как можно больше узнали о том, как устроена и работает власть, и что такое гражданские инициативы.

Приближая "Эру милосердия"

Впервые в этом году Парламентский урок продолжится участием школьников в конкурсе "Будущие законодатели Пермского края", где появилась новая номинация на лучший социальный проект, разработанный силами школьников. По итогам конкурса в декабре в Законодательном собрании пройдет церемония награждения участников, победители получат ценные призы.

18 октября школьники четырех районов Прикамья - Бардымского, Еловского, Осинского и Чайковского - представили в рамках "Парламентского урока - 2012", который провел председатель Законодательного собрания Пермского края Валерий Сухих, свои общественно значимые проекты. В том числе посвященные созданию волонтерских групп по уходу за инвалидами, поддержке приютов для бездомных собак и кошек, пропаганде здорового образа жизни среди молодежи.

Презентация состоялась в стенах краевого парламента. Например, ребята из Барды, предварительно подарив спикеру традиционную татарскую сладость чак-чак, рассказали о созданном ими "Театре здоровья", который с успехом выступает в школах и детских садах, ездит с гастролями по деревням района. Основная идея постановок - образно продемонстрировать вред алкоголя и никотина, побуждая земляков отказаться от вредных привычек. Все участники Парламентского урока, сидя на депутатских местах в зале заседаний ЗС, голосовали за каждый из проектов карточками трех цветов ("за", "против" и "воздержался"). При голосовании по проекту "Театр здоровья" большинство участников встречи поддержали эту идею, кроме одного юного "парламентария", который честно признался, что курит.

Удивили и очень порадовали своей добротой инициативы учащихся из города Чайковского. Так, группа юных волонтеров, поставила себе задачу морально поддержать женщи - ну-инвалида, прикованную к постели, живущую в Чайковском доме-интернате. Каждую неделю по субботам ребята приезжают к 31-летней женщине в гости, общаются, приносят видеофильмы и книги. Теперь, приобретя необходимый опыт заботы, волонтеры намерены расширить круг людей, которым будет оказываться подобная помощь.

Другой проект "Мы информируем - люди помогают", посвящен решению проблемы бездомных животных: Молодые зоозащитники взяли на себя информационное обеспечение приюта "Верность", содействуя не только сбору денег и продуктов для содержания четвероногих друзей человека, но и ускоряя процесс их передачи новым хозяевам. Когда слушаешь искренние рассказы школьников об этих проектах, невольно приходят на память слова персонажа культового фильма "Место встречи изменить нельзя" Михал Михалыча, мечтавшего о наступлении всеобщей "Эры милосердия". И понимаешь, как неверно расхожее мнение о том, что вся нынешняя молодежь сплошь циники и нигилисты, от которых не дождаться никаких гражданских инициатив или дел, полезных для общества.

Кстати

Все презентованные в рамках Парламентского урока 18 октября социальные проекты автоматически становятся участниками конкурса "Будущие законодатели Пермского края", поэтому у всех команд есть хорошие шансы на победу.

Анатолий Москвин

 Аргументы и Факты (Региональное приложение "Прикамье")

№43 (897), 24 октября 2012 г.


Возврат к списку