pub Публикации

На короткой волне. От гражданской инициативы - к законодательной

31.10.2012

На короткой волне. От гражданской инициативы - к законодательной

Стоит отметить, что впервые в этом году урок "Моя гражданская инициатива" проходил по собственной методической разработке чайковских учителей. Ранее для проведения подобных уроков педагогам образовательных учреждений предлагались готовые методики с использованием современных образовательных технологий, для подготовки учителей проводились методические семинары. Однако работа на семинарах выявила стремление педагогического сообщества к самостоятельной реализации творческого потенциала и желание индивидуально разрабатывать уроки, учитывая особенности образовательных программ, ученического сообщества и территории для наиболее успешной актуализации темы. Законодательное собрание Пермского края учло пожелание педагогов. В 2012–2013 учебном году Парламентский урок было предложено провести не только по разработкам прошлых лет, но и в авторских технологиях. Для педагогов, желающих реализовать свой творческий потенциал, объявлен краевой конкурс методических разработок Парламентского урока. Учителя истории чайковской средней общеобразовательной школы №4 Мария Мосягина и Инна Вылегжанина решили принять участие в этом конкурсе.

Итак, по задумке педагогов урок начался с определения актуальных проблем современного общества. Девятиклассникам было предложено самим выбрать темы для обсуждения, разделившись на своеобразные группы "по интересам". Причем, работая в группах, учащиеся не просто формулировали суть проблемы, но и исследовали ее причины и предлагали возможные пути решения. Среди поднятых девятиклассниками проблем - и экологическая ситуация в городе, и мода на вредные привычки, губящая молодежь и все общество в целом, и трудности в развитии городского волонтерского движения. Виктор Чичелов принял участие в работе группы, обсуждавшей проблемы в системе школьного самоуправления. Для "управленцев" опыт законодателя (Виктор Александрович является депутатом краевого парламента с 1997 года) оказался как нельзя более кстати. По словам одного из лидеров группы Кирилла Мартюшева, общение получилось результативным: Виктор Александрович не только выдвинул множество идей по улучшению системы школьного самоуправления, но и помог ребятам в оформлении ответа.

- Живое общение школьников с депутатом всегда интересно, - высказала свою точку зрения преподаватель истории школы №4 Мария Мосягина. - Конечно, на уроках обществознания старшеклассники изучают политическое устройство страны, но только в ходе личной встречи с парламентариями у ребят формируется законченное представление о механизмах разработки, рассмотрения и принятия законов.

Нынешние школьники, как выяснилось, не хотят оставаться в тени современных политических процессов. Обладая собственным взглядом на проблемы общества, формируя личную гражданскую позицию, они стремятся к инициативе и не боятся открыто говорить о том, что их не устраивает. Обсуждая тему алкоголизации нации, девятиклассник Александр Бутымов вспомнил о не так давно принятом законе, запрещающем распивать спиртное в общественных местах.

- Но как заставить общество изменить веками укоренявшейся привычке, если даже те, кто поставлен следить за исполнением законов, открыто их же (эти законы) нарушают? - задался он вопросом.

Виктор Чичелов согласился, что такое отношение к закону не есть норма. По мнению депутата, у молодежи должен быть положительный пример для подражания. Поэтому сегодня на законодательном уровне так много делается для развития спортивных кружков и секций, для популяризации здорового образа жизни.

- Сам я не курю и никогда не курил, активно занимаюсь спортом, играю в баскетбол. Поймите, человек должен грамотно подходить сам к себе. Прежде всего вы должны понять, чего от себя хотите, кем видите себя в будущем? Вряд ли достижению поставленной цели будут способствовать так называемые вредные привычки. Все зависит от вас самих, - добавил Виктор Александрович.

Наиболее полно и интересно школьникам удалось раскрыть тему, посвященную волонтерскому движению в городе. Несмотря на то, что сами ученики школы №4 участвуют в различных социальных акциях: помогают детским садам и сельским библиотекам, очищают территорию города от мусора, наводят порядок в приюте для животных, - по их мнению, волонтерское движение в Чайковском еще недостаточно развито. Лидер волонтеров Лена Сергеева в пример привела данные проведенного их группой соцопроса: 22 %  опрошенных вообще не имеют представления о деятельности волонтерского движения, 70 % - не знают, куда обратиться, еще чуть менее четверти не интересует участие в подобных акциях. Девятиклассники школы №4 поставили своей целью привлечь в волонтерское движение как можно больше людей. И не растерялись, услышав каверзный вопрос взрослых: зачем вообще нужно волонтерское движение?

- Чтобы ответственность за происходящее вокруг нас была не только на государственных организациях, чтобы и мы сами чувствовали себя нужными и способными повлиять на обстоятельства.

Педагоги школы и депутат Законодательного собрания Пермского края Виктор Чичелов выразили готовность поддержать ребят в их начинаниях, но лишь в том случае, если инициатива будет исходить от них самих и школьники будут активными участниками проектов.

- Любая законодательная инициатива всегда начинается с проявления гражданской позиции, - подчеркнул Виктор Александрович.

Школьники не растерялись:

- Мы готовы проявлять инициативу, у нас много свежих идей. Куда с ними можно обратиться?

- В Пермском крае довольно широко развито молодежное движение, по решению Законодательного собрания действует Молодежный парламент, - рассказал Виктор Чичелов. - Мы заинтересованы в идеях молодых. Для того и существует Молодежный парламент, чтобы аккумулировать эти идеи и доносить их до Законодательного собрания Пермского края. Здесь, в краевом парламенте, идеи претворяются в законы, конечной целью которых является создание в регионе благоприятных и комфортных условий жизни для всех слоев населения. Кроме того, - добавил Виктор Александрович, - интересные идеи и предложения можно высказывать и напрямую мне через действующих помощников депутата.

Подводя итог встречи, Виктор Чичелов отметил, что разговор с учащимися получился интересным, были подняты проблемные вопросы, которые, безусловно, необходимо решать, в том числе и на законодательном уровне. Ребятам депутат пожелал успехов в дальнейшей учебе и обязательно в родной школе:

- Не уходите после девятого класса из родной школы. Учитесь на "отлично", участвуйте в городских олимпиадах, занимайте призовые места и поднимайте ее авторитет! Будьте гордостью педагогического коллектива! - заключил депутат краевого парламента.

Елена Иванцова

Звезда, №119 (31987), 23 октября 2012 г.


Возврат к списку