pub Публикации

Давайте построим дельфинарий!

22.09.2009

Давайте построим дельфинарий!

Во всех школах Пермского края прошел парламентский урок на тему "Как работает закон". Такой вид занятий практиковался уже в четвертый раз. Важное условие урока - встреча с представителем местного самоуправления.

Когда Ольга Николаевна Соломенникова предложила мне прийти в школу-сад №3 с.Елово на Парламентский урок не в качестве корреспондента районки, а в качестве депутата поселения, я не на шутку призадумался, но согласие дал. Появиться перед ребячьим электоратом мне предстояло на следующий день.

В первую очередь, в голове стал судорожно вычислять возраст детей-четвероклассников, с которыми мне предстояло встретиться. Волнения были не напрасны - до сих пор даже некоторые взрослые не понимают разницу между Земским собранием и Советом депутатов поселения, чего уж говорить о десятилетних школярах. Второе, что меня волновало - о чем рассказать ребятне, чтоб им было одновременно понятно и нескучно.

На всякий случай вечером этого же дня я отрепетировал свое примерное выступление, предназначенное выпускникам начальной школы на родителях, жене и девятимесячной дочери. Своими улыбками близкие поддержали меня и вселили некое подобие уверенности. Депутат поселения к встрече с потенциальными избирателями готов!

Свой урок Светлана Васильевна Орлова начала с представления гостя парламентского урока, то есть меня. Затем она обозначила главные вопросы, на которые ребята должны были ответить в течение занятия: что такое закон? кто их принимает? где находится Законодательное собрание Пермского края? Услышав перечень, я автоматически мысленно стал сверять их со своим приготовленным выступлением. Вроде бы все в порядке, курс намечен был верно.

Затем маленьким школярам было предложено последовательно выстроить расположенные на доске карточки, на которых были обозначены географические объекты: от вселенной и планеты Земля до Пермского края и села Елово. Ребята сразу начали выдвигать свои предположения. В своем рвении ребята проявили показательный патриотизм - по их мнению, в адресной строке на конверте следует писать так: вселенная, планета Земля, страна Россия! Материк Евразия юными патриотами чуть было не был упущен за ненадобностью. Светлана Васильевна проследила за тем, чтобы учениками ничто не было упущено. В результате на доске через несколько мгновений вырисовалась четкая иерархия объектов.

- Сегодня мы с вами поговорим об этой части нашей схемы, - произнесла Светлана Васильевна, отделив чертой от всего остального Пермский край, Еловский район, Еловское поселение и непосредственно Елово. Затем внимание четвероклассников было переключено на белоснежный экран, на котором проектор нарисовал ребячьему взору озорного мальчугана по имени Пермячок. С началом презентации рисованный паренек стал рассказывать о том, почему урок называется парламентским, а затем немного и о самом парламенте Пермского края. Ко всему прочему он в доступной форме объяснил ребятам, что такое закон.

Затем слово вновь взяла учительница. Светлана Васильевна поведала ребятам о руководстве района, рассказала о мэре Владимире Замахаеве, Земском собрании и его председателе Галине Лебедевой.

Вскоре речь зашла об Еловском сельском поселении. Тут я понял, что мой звездный час пробил. Меня пригласили выйти к доске. Ощущение было, что иду сдавать какой-нибудь важный экзамен - глаза девчонок и мальчишек внимательно, с интересом смотрели на меня. Терять доверие ребячьего взгляда совсем не хотелось. И я сделал первый шаг - спросил у сидящих за партами - есть ли у них вопросы ко мне. Тут же вверх робко поднялась рука и румянощекая девочка задала, видимо, давно волнующий ее вопрос: "А со с кольки лет можно стать депутатом?" Скрывая улыбку, вызванную столь неожиданным вопросом, я постарался раскрыть ситуацию возрастного ценза. Затем приступил к подготовленному накануне выступлению. Во-первых, я попытался доступно объяснить разницу между депутатами разных уровней: краевого, районного и поселенческого. Не знаю, поняли ли ребята суть разделения, но из-за парт послышались некие недоумения - зачем столько депутатов. Кстати, об этом часто задумываются и взрослые, не до конца понимающие 131 Федеральный закон.

Тут же я поспешил внести ясность в вопрос об обязанностях именно депутатов поселения. Объяснять пришлось буквально на пальцах, но в этом был определенный азарт - поймут или не поймут. Бюджет для понимания был отождествлен с карманными деньгами на мороженое. Затем дети, к своему удивлению, узнали, что за воду и тепло их родители платят, а депутаты принимают соответствующие тарифы. Дети слушали, слушали и вдруг неожиданно задали следующие вопросы: А можно ли из депутата стать мэром? А до скольки лет можно быть депутатом? Ребятам явно захотелось побольше узнать о выборной должности. Все запросы потенциального электората я постарался удовлетворить доступными для понимания ответами. На этом свое выступление и закончил.

Не знаю, было ли интересно ребятам, но мне, как депутату и корреспонденту, было очень увлекательно. Да и зевающих детей я успел заметить всего лишь двоих.

После того, как я вернулся на отведенное место гостя, урок продолжился. Ребятам было предложено новое задание - раскрасить ксерокопии "Парламентской азбуки". Эдакий словарик, где на каждую букву подразумевается какое-нибудь тематическое понятие. Неплохо бы и взрослым иметь подобную брошюрку, ведь порой депутаты выражаются на каком-то своем сложном и малопонятном языке! Только дети взялись за фломастеры и карандаши, как сразу у них возникла куча вопросов: каким цветом раскрасить микрофон на трибуне? Какие цвета на флаге Пермского края? И можно ли пиджак депутата раскрасить красным? Последнее меня вновь немного повеселило. Вспомнились лихие 90-е и новые русские в малиновых пиджаках. Хотя вряд ли дети имели это в виду.

Затем парламентский урок вошел в новое русло. Главным стал вопрос о развитии туризма в нашем селе и районе. Какие законы нужно разработать депутатам, чтобы к нам приезжало больше гостей? А чем мы их можем завлечь? Обращение Светланы Васильевны сразу же было подхвачено ребятами и в ответ посыпалось множество вариантов. Из них следовало, что Еловская земля славится лесами, полями, фестивалем "Еловская рыбка", ручьями в "Долине водопадов", фаворским крестом, "лесной сказкой"... Одна девочка подытожила все одной замечательной фразой: "Да вообще мы очень знаменитые!" Тут ли не вспомнить, что устами младенца глаголет истина!

Свои предложения ребятам надо было оформить, используя электронную презентацию все с тем же Пермячком. Вокруг Елово на карте нужно было отметить значками виды туризма, которые у нас есть, при этом значок можно было выбрать пожирнее или поменьше в зависимости от степени развития этого вида. Ребята все как один требовали у Светланы Васильевны ставить везде только жирные точки, или, по крайней мере, средние. Согласиться с тем, что, например, у нас маленький музей подрастающие патриоты ну никак не хотели! Любят ребята свое село и желают в нем видеть все только самое лучшее и большое! Когда схема была готова, с последней парты донеслось новое предложение: "А давайте построим дельфинарий!!!"

Что ж, у нового поколения далеко идущие планы. Кто знает, может быть, когда-нибудь им удастся осуществить свои мечты. А в этом им непременно помогут знания, полученные на парламентском уроке.

Максим Пешин

Искра Прикамья (Еловский район), №75 (10988) 


Возврат к списку