Общая информация

2009: «Как работает закон»

17 сентября во всех школах Пермского края прошел Парламентский урок на тему «Как работает закон».

Парламентский урок 2009 года является логическим продолжением предыдущих уроков, на которых ученики знакомились с процедурой выборов, выбирали депутатов или школьные парламенты, сами разрабатывали законы, проводили их экспертизу. В новом учебном году разработчики урока предложили ученикам всех ступеней обучения проанализировать, как работают законы, принятые в нашем крае и какова роль каждого из нас в их исполнении.

Опыт проведения уроков показал устойчивый интерес учащихся всех возрастов к политической жизни своего города, поселка, деревни и активному участию в позитивном преобразовании родного края. Продолжая педагогическую парадигму, направленную на активное включение учащихся в учебный процесс, в разработке уроков использовались активные интерактивные технологии, решающие задачи по формированию гражданских компетенций учащихся. Впервые в материалах по подготовке Парламентского урока предлагается использовать интерактивную учебную компьютерную программу, позволяющую учащимся создавать различные модели решения проблем развития в своей территории. Методические рекомендации разработаны с учетом возрастных особенностей и уровня подготовки учащихся. В связи с этим на каждой ступени обучения предусматривается несколько вариантов проведения урока.

Работу на уроке над заявленной темой «Как работают законы Пермского края?» предлагается построить с использованием материалов законов, принятых в Пермском крае в 2008 году и касающихся актуальных проблем развития нашего края: законов о малом и среднем предпринимательстве, туризме, физической культуре и спорте. Для учащихся подготовлены дидактические материалы - выдержки из законов, программ развития (материалы размещены на CD и в приложении к разработкам уроков). Дидактические материалы дополняются визуальным материалом (видео, фото), включенным в интерактивную карту. Методические рекомендации не ограничивают учителя в выборе содержания урока. Учитель вправе рассмотреть тему урока на примере реализации законов, наиболее актуальных для своих территорий.

Реализуя главную цель Парламентского урока - формирование гражданской компетентности учащихся, основное внимание при разработке урока уделялось методической составляющей. Опыт проведения Парламентского урока в начальной школе показал результативность игровых форм. Поэтому в этом году предлагается проведение урока-путешествия по интерактивной карте Пермского края с включением элементов проектной деятельности. Для урока в начальной школе содержательной составляющей является проблема развития туризма в нашем крае.

Впервые при разработке уроков в основной и старшей школе предлагается использовать технологию разработки учебного проекта и технологию работы с кейсами (кейс - метод). В помощь учителю предлагаются методические рекомендации по этим технологиям, а для учащихся алгоритмы разработки учебных проектов и их презентаций.

Проведение единого парламентского урока во всех образовательных учреждениях Пермского края поддерживается депутатами Законодательного Собрания, Пермской городской Думы, депутатами органов местного самоуправления. Участие их в уроке вызывает у учащихся неподдельный интерес и потребность в общении. На парламентском уроке 2009 депутат -гость может быть привлечен к рассмотрению заявленной проблемы в качестве эксперта, консультанта, имеющего опыт в законотворческой деятельности. Заинтересованный разговор с представителем законодательной власти поможет детям осознать себя как гражданина в процессе реализации и контроля над выполнением закона.